понедельник, 8 марта 2010 г.

Женщина и понятие красоты в китае

Китайская семья испокон веков представляла из себя, прежде всего, общину, возглавляемую отцом семейства, которому все остальные члены семьи были обязаны повиноваться. Однако среди всех членов семьи самыми бесправными были дочери. От них требовалось не просто послушание, но беспрекословное повиновение.
С детских лет они должны были участвовать в любой домашней работе, помогая в уборке, моя и чистя посуду. В подростковом возрасте их обучали шитью. После того, как для девушки был выбран жених (как правило, это случалось уже к двенадцати годам), будущая невеста обучалась той работе, которой занимаются женщины из семьи жениха.

Девочкам не разрешалось предаваться играм и безделью. Им не разрешалось общаться с соседскими мальчишками. А в подростковом возрасте запрещалось играть и с мальчиками своей семьи. Запрет налагался на все самостоятельные передвижения за пределами дома. Отлучки из дома были возможны только в сопровождении кого-нибудь из членов семьи.
Воспитанием и обучением девочек в основном занимались женщины. Однако отцы не должны были полностью оставаться в стороне. Именно на их плечах лежала ответственность по воспитанию в дочерях так называемых «трех правил подчинения»: дома повиноваться отцу, в замужестве повиноваться мужу, во вдовстве повиноваться сыну. Глава семейства отвечал и за воспитание у дочери «четырех добродетелей», состоящих в соблюдении супружеской верности, честности, скромности и усердия.
Девочки в китайских семьях с самого их рождения считались «отрезанным ломтем», так как после выхода замуж, они навсегда уходили в семью мужа. Возврат в свою семью был возможен только в случае смерти мужа.
Решение о замужестве дочери родители могли принять в любое время, даже еще до рождения дочери. Мнение и желание будущей невесты, как, впрочем, и жениха никогда не спрашивалось. Главным в создании пары являлось имущественное положение будущего мужа, а также отношения между родами будущих родственников.
В обязанности матерей, прежде всего, входила подготовка дочерей к будущей замужней жизни. Это не ограничивалось только обучением ведению домашнего хозяйства. Мать обязана была «сформировать достойный облик» своей дочери в соответствии с представлениями китайцев об истинной красоте. Китайцы полагали, что настоящей красавицей может быть только та девушка, которая выглядит как слабая и хрупкая тростинка. Для того, чтобы соответствовать этому изящному образу, девушка должна была иметь весьма маленький, даже по китайским меркам, размер ног и груди. Классическая фраза из семи иероглифов так описывает идеальную женскую ступню: «тонкая, маленькая, острая, изогнутая, благовонная, мягкая, симметричная». Такую ножку называли «золотым лотосом» (цзиньлань) или "золотая лилия", причем идеальным считался «лотос» длиной в 10 см. А половое сношение в даосской терминологии получило еще одно название - "Прогулка меж Золотых Лилий".
Но созданием "золотых лилий" и как последствие изящной походки, увы, не заканчивались мучения будущих красавиц. В зависимости от времени полового созревания - в 10-14 лет - для придания изящества уже «всей фигуре» девочкам специальной холщовой тканью туго стягивали грудь, чем ограничивали не только развитие молочных желез, но и физическое развитие всего организма. Это зачастую впоследствии вредно сказывалось на здоровье будущей женщины. Такими вот жестокими методами целые поколения китаянок приводились в соответствие с представлениями о прекрасном. Однако при благополучном исходе, т.е., с обретением нужной формы фигуры и дугообразных («лунообразных») ног девушки могли рассчитывать на усиленное внимание со стороны женихов.
Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы. Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком. Возможно, отсюда пошли так популярные в первой половине XX века «губки бантиком».
http://s46.radikal.ru/i114/0809/a4/588fcaa17fbb.jpg
Волосы с помощью шпилек и заколок укладывались в сложную волнистую прическу, которую ценители уподобляли благородным цветам или - высший комплимент – «дракону, резвящемуся в облаках».
Чтобы выглядеть изысканными, женщины из высшего общества покрывали лицо рисовой пудрой, а щеки - румянами, красили губы помадой цвета «спелой вишни».
В ходу были украшения, успешно пережившие века: серьги, декоративные шпильки и гребенки, кольца и браслеты. Китайские красавицы пользовались цветочной водой и ароматным мылом, и, подолгу сидя возле курильниц, пропитывали одежду запахом дорогих благовоний.
Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения - сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая зубы, было признаком крайне дурного воспитания. Отголоски этого и сегодня еще заметны - китайские девушки зачастую прикрывают рот ладонью, когда смеются.
По поводу секрета женского обаяния у китайцев есть свое мнение. Писатель Ли Юй утверждает, что секрет в том, чтобы «сделать старое молодым, уродливое - прекрасным, привычное – изумительным». Умение каждой женщины быть очаровательной и обаятельной «исходит от Неба», постигается интуитивно и не передается по наследству. Обаяние не исчезает с годами, она не подвластна старению, а значит, обаятельная женщина всегда красива.
У живущих в Китае разных народов и понятия о красоте отличаются друг от друга. Когда в XVII веке маньчжуры завоевали Поднебесную и основали последнюю императорскую династию Цин (1644-1911), то были поражены красотой китайских женщин, и два последующих века брали в жены и наложницы именно их. И лишь во второй половине XIX века одна маньчжурка смогла поразить императора Сяньфэна своей неканонической красотой: овальное лицо, высокий рост и громкий голос наложницы Цы Си (что означает «Святая Мать») отличались от прелестей других обитательниц гарема. Совершив головокружительный прыжок из рядовых наложниц в императрицы, «Маленькая Орхидея» (такое имя было дано ей при рождении) долгие годы правила гигантской страной. Роскоши ее двора могли позавидовать самые богатые монархи мира.
Девушки народности Ли, проживающей на субтропическом острове Хайнань, с давних времен покрывают свое тело татуировками. Старинная легенда гласит, что когда-то вождь племени надругался над красивой девушкой, и с тех пор все представительницы прекрасного пола стали уродовать свое тело, шею и ноги татуировкой, чтобы избежать подобной участи. Хотя, сейчас девушки народности Ли могли бы считаться самыми модными и красивыми где- нибудь в Лондоне или Нью-Йорке.
Иностранцы, впервые посетившие Тибет, были потрясены красотой местных женщин - смуглолицых, с гордой осанкой, длинными черными волосами, перехваченными жгутами черных или красных нитей. Но от тибетских женщин исходил весьма специфический запах прогорклого топленого масла, что не могли не отметить чувствительные к ароматам европейские мужчины. Но красота - красотой, а суровый климат приходилось учитывать. Неблагоприятные природные условия не могли не отразиться на способах, которыми местные жительницы сохраняли свой внешний вид. Из-за разреженного горного воздуха (4000 м над уровнем моря - средняя высота, на которой живут тибетцы), постоянных ветров, близкого жгучего солнца и неизбежной сухости, женщины смазывали свое тело жиром, который предохраняет кожу от обветривания и ожогов. Лицо же они мазали сливочным маслом и посыпали сверху землей. Конечно, европейцу тибетская дама казалась просто забывшей умыться. На самом деле - это своего рода гигиеническая процедура.
В области Цзянсу женщины славились тонкими и изящными носами. Женщины одного из племени Гуйчжоу были почти лишены лобковых волос, а в районе Сычуани имели влагалище с "двойными дверями". Этот термин означал толщину больших половых губ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий